Рельсы (от лат. regula-прямая палка, изобретены древними римлянами) — это стальные балки специального сечения, уложенные на опоры и скрепленные с ними и между собой. Образуют рельсовую колею и воспринимают давление колес. Рельсы предназначены для перемещения подвижного состава железнодорожного транспорта.
Маркировка рельс:
в наименовании буква «Р» — обозначает рельс
цифра в обозначении — округленный вес одного погонного метра рельса в килограммах
Виды рельс:
- Рельсы железнодорожные узкой колеи (Р8, Р11, Р18, Р24) — предназначены для укладки на железных дорогах узкой колеи и подземных путях шахт, также используются в технологических процессах производства на предприятиях.
- Рельсы рудничные, для шахтных проводников (Р33, Р38, Р43) — предназначены для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог широкой колеи и для производства стрелочных переводов.
- Рельсы железнодорожные для путей промышленных предприятий (РП50, РП65, РП75) — предназначены для укладки на железнодорожных путях широкой колеи и стрелочных переводов промышленных предприятий.
- Рельсы крановые (КР70, КР80, КР100, КР120, КР140) — предназначены для прокладывания подкрановых путей подъёмных кранов (под мостовые краны, козловые, башенные).
- Рельсы железнодорожные (Р50, Р65, Р75) — предназначены для железнодорожного пути широкой колеи и для производства стрелочных переводов, создают однородную цепь и обеспечивают непрерывность общего пути.
- Рельсы рамные (РР65) — предназначены для изготовления соединений и пересечений железнодорожного пути.
- Рельсы контррельсовые (РК50, РК65, РК75) и остряковые (ОР43, ОР50, ОР65, ОР75) — применяются в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
- Рельсы трамвайные желобчатые (Т58, Т62) — предназначены для укладки на трамвайных железных дорогах.
- Рельсы усовиковые (УР65) — предназначены для изготовления железнодорожных крестовин с непрерывной поверхностью катания.