Железная дорогая строится таким образом, чтобы каждый путь служил для того или иного транспорта. Для четкого разделения производят различные рельсы. Маркировки рельс являются обозначением особенностей. Существуют ж/д рельсы Р-75. Они предназначены для железных дорог, строящихся при помощи звеньев и бесстыковочным методом, а также для прокладывания стрелочных переводов. Изготовление рельсов проходит в соответствии со стандартами, которые обеспечивают полную безопасность при движении составов.
Внешние параметры рельса Р-75
Наименования и значения размеров поперечного сечения (в миллиметрах):
- Высота рельса(H)— 192
- Высота шейки (h) — 104
- Ширина головки (b)- 75
- Ширина подошвы (B)- 150
- Толщина шейки (e) — 20
- Высота пера (m) — 13,5
- Масса — 74,41 пог. м., кг
Рельсы Р75 являются широкоподошвенными, поэтому стоит выделить три основные части:
- Головка;
- Подошва;
- Шейка, которая соединяет два предыдущих элемента между собой.
Рельсы – это главный элемент ж/д путей
Предназначение рельс можно обозначить несколькими пунктами:
- Принимать давление, создаваемое колесами подвижных составов и передавать это давление ниже расположенным частям верхнего слоя железнодорожного пути.
- Осуществлять направление колес подвижных составов во время их движения.
- Проводить сигнальный ток на промежутках путей с автоблокировкой, или обратный силовой ток в случае электротяги.
- Таким образом, рельсы должны иметь необходимую электропроводимость.
Марка стали, используемая для изготовления рельс Р75 – М76. Главное отличие профиля рельса Р75 от других состоит в том, что параметры стоковых пазух и ширина подошвы точь-в-точь, как у рельсов марки Р65. Данное преимущество позволяет делать однотипные переходные соединения и стыки для рельсов Р75 и Р65. Стандартная длина рельса 25 метров. Ранее стандартной длиной считались рельсы 12,5 метров, но все совершенствуется и железная дорога не исключение. Теперь полностью закончилось осуществление перехода от прежнего размера стандартного рельса. Однако, при укладке на внутренних ж/д путях появляется необходимость в использовании более коротких рельсов, поэтому заводы изготавливают для таких случаев рельсы с длиной 24,84 метра, 24,92 метра.
Маркировка рельс Р-75
Особое внимание обращают на фрезеровку концов рельсов. Это должно проходить под прямым углом к продольной оси рельса. Допускается перекос 1 миллиметр, но не больше указанного значения. Промежуток между торцом рельса и первым отверстием у рельсов марок Р75 и Р65 одинаково и равняется 96 миллиметрам, между 1-ым и 2-ым отверстием – 220 миллиметров, а от 2-го до 3-го – 130 миллиметров. Рельсы иных маркировок имеют совсем иные значения данных промежутков. Завод маркирует новые рельсы, чтобы обеспечивать контрольные мероприятия и слежение за уровнем качества изготавливаемых и эксплуатируемых рельсов.
Маркировка на заводе осуществляется в два этапа:
- Постоянная маркировка в виде клеймо.
- Временная маркировка с использованием красок.
С одной стороны на средней линии шейки выкатывают выпуклые (около 1 миллиметра) цифры и буквы размером 30-40 миллиметров в определенном порядке: в первую очередь делают пометку о названии предприятия, которое изготовило металлопродукцию. Так как заводов –изготовителей довольно мало, то достаточно лишь первой буквы из названия:
А – «Азовсталь»;
Д – Днепродзержинский комбинат;
К – Кузнецкий металлургический комбинат;
Т – Металлургический комбинат в Нижнем Тагиле.
Далее следует месяц, который обязательно делают римскими цифрами, а также крайние 2 цифры, соответствующие последним цифрам года изготовления рельсов. Затем идет тип рельсов и пометка головного в виде стрелки. Пока рельсы горячие наносится номер планке в двух местах. Затем необходимо обозначить порядковый номер рельса.
Если знать данный порядок, то легко узнать, непосредственно посмотрев на рельс, когда и где он был произведен и пр.