рельсы в промышленности и производстве

Промышленные рельсы


У некоторых типов рельсов имеется очень узкая специализация. К таковым, например, можно отнести РП-65 и другие, которые подобны им. Следует добавить, что их применение на «обыкновенных», ширококолейных линиях сообщения не допустимо. Маркирование «РП» предполагает использование таких рельсов в промышленном эксплуатировании.


Рельсы в промышленности

Определение
Рельсами промышленного назначения называют рельсы, которые имеют потребительские свойства, способные удовлетворить условия эксплуатации на технологических путях железной дороги на предприятиях и организациях всевозможных областей народного хозяйства.

Обычно, сфера их применения — подъездные пути на предприятиях и пути перекатки трансформаторов. Для укладки пути и стрелочных переводов на предприятиях разнообразных отраслей промышленности и строительной индустрии наибольший спрос получили ширококолейные рельсы РП-50, РП-65, РП-75. Во время использования они подвержены высоким нагрузкам, которые производят эффекты различных деформаций. Рельсы испытывают вибрации, подвергаются упругому оседанию, смятию, стиранию, кручению, изгибу, и поэтому данные элементы пути сочетают в себе гибкость и жесткость одновременно. Возможно их использование в условиях тяжелого климата и при действии агрессивных сред.

Характеристики

Рельсы для путей промышленного назначения изготавливают из мартеновской и бессемеровской углеродистой или микроуглеродистой стали методом горячей прокатки.

Изделия состоят из трех частей:

  • подошвы;
  • головки;
  • шейки.

Классификация

Данные рельсы классифицируют по типу: РП-50, РП-65; по вариантам упрочнения: термоупрочненные (Т), нетермоупрочненные (Н); по присутствию отверстий для болтов: с отверстиями на обоих концах, без отверстий; и по длине: мерные и немерные. По согласованию заказчиков с предприятием — изготовителем рельсы изготавливают с иным расположением, количеством и диаметром болтовых отверстий, а также с болтовыми отверстиями на одном конце.

Согласно государственному стандарту 51045-97 такие рельсы должны соответствовать определенному перечню факторов:

  • Длина мерных рельсов составляет 12,5 и 25 метров, допустимое отклонение 0,3 сантиметра.
  • Длина немерных рельсов может быть от 6 до 25 метров. Изготовленные для сварки должна быть длиной не менее 3 метров.
  • Кривизна рельсов по горизонтали и вертикали не более 1/1250 длины.
  • Кривизна концов рельсов на 1 метр не больше 2 миллиметров.
  • Прогиб на 1 метр не больше 1,5 миллиметров.
  • Скручивание по продольной оси при длине 12,5 до 3 миллиметров, при 25 метров — до 5 миллиметров.
  • Твердость на поверхности головок — 311-420 НВ при разнице не более 50 НВ.
  • Рельсы промышленного назначения могут подвергать закалке (термоупрочненные) или оставлять «сырыми» (нетермоупрочненные).

В горячем состоянии на шейку рельсов наносится следующая маркировка:

  • наименование завода — изготовителя («Т» – НТМК, «К» – НКМК);
  • месяц (римские цифры) и две последние цифры года выпуска;
  • тип рельса (кроме буквы «П»);
  • номер плавки либо шифр;
  • стрелка, указывающая направление головного конца рельса.

Маркировка

Термоупрочненные рельсы имеют дополнительное клеймо, выполненное в горячем состоянии условным знаком (кольцо с наружным диаметром от 15 до 20 миллиметров). Знак наносится на среднюю часть шейки на расстоянии 1-3 метра от торцевой части рельса. Глубина маркировки — до 1,5 миллиметров. На расстоянии 0,7-1,0 метров от торцевой части на шейке термоупрочненных рельсов нанесена поперечная полоса шириной примерно 20 миллиметров при помощи светло-зеленой масляной краски. Головка и шейка (до подошвы) на торцах рельсов закрашивается использованием синей краски.

Железнодорожные рельсы РП-65 и РП-50 используются для звеньевого и бесстыкового полотна ширококолейного и для при производстве стрелочных переводов. Вес одного метра рельсов РП-65 равен 64,88 килограммам, а РП-50 – 51,8 килограмм. Эти рельсы являются прямолинейными.