Определение путевой или рельсовой подкладки
Рельсовой подкладкой называют изделие, произведенное из стали, являющееся элементом промежуточного рельсового соединения, рассчитанное для фиксирования рельса на опорах. Рельсовую подкладку ровной частью примыкания закрепляются к шпалам с использованием костылей, у которых поверхность может быть обычной или рифленой, специализированных шурупов, пружинных клемм, и скоб. Рельсовая подкладка также носит название опорной плиты или путевой подкладки.
Назначение путевой подкладки
Такие подкладки незаменимы в строительстве железных дорог при прокладывании рельсов. Путевые подкладки, как привило, изготавливаются из литейного чугуна, применяются для соединения двухголовчатого рельса со шпалой. Данная деталь служит для приема нагрузок рельса и равномерного распределения их между шпалами. Подкладки, выполненные из чугуна, производятся сварного или сборного класса. Такой элемент служит не только для поддерживания рельса, а также дает возможность установить на него весь крепежный модуль. Главным назначением этой детали является обеспечивание плавности, равномерности опорной части рельсов. Способствует вертикальному сглаживанию рельсового полотна. Путевые подкладки, в большинстве случаев, устанавливают с применением слоя литого раствора, заполняющем пустое пространство между подкладками и бетонным основанием.
Отверстия для болтового присоединения противоугонов и проход для болтов через клеммы (при их наличии) максимально точно пробуриваются в рельсовой подкладке. Для сварных и основных видов клемм, перед процессом цинкования, в нижнем участке привариваются опорные плиты.
Согласно своему назначению, такие подкладки должны иметь довольно высокую прочность, чтобы противостоять значительным ударным и осевым нагрузкам. Поэтому немаловажно закреплять ее с помощью специализированных метизов на промежутках, которые требует ширина колеи. Длительность работы подкладок, по большей части, обусловлена равномерностью опирания прокладки на шпалу. Подкладки для стрелочных переводов могут быть изготовлены с увеличенной точностью. При помощи этих деталей возможно с легкостью избежать нарушение ширины колеи, которое доставляет большое количество работы при эксплуатации и содержании железнодорожного полотна.
Разновидности рельсовых подкладок
Рельсовые подкладки изготавливают согласно ГОСТ 16277-93, ГОСТ 8194-75, ГОСТ 3280-84, ГОСТ 12135-75.
Для отдельных конструктивных исполнений шпал, выполненных из дерева или железобетона, используют разнообразные путевые подкладки, которые различаются по варианту крепления к шпале. Например, подкладки КБ-65 и КБ-50 скрепляют рельсы со шпалой Ш 1-1 из железобетона посредством закладных болтов и клеммных болтов, а подкладки Д-65, КД-65, Д-50, КД-50, Д-43,— укладывают на деревянные шпалы и закрепляют к ней с использованием путевых костылей К165х16х16, К130х14х14, или путевых шурупов М24х170.
При использовании костыльного соединения деревянных шпал и магистрального железнодорожного рельса употребляется подкладка Д-65. Ее изготавливают из прокатных полос стали марок СТ4, СТ5. Рельсовая подкладка данного типа способна обеспечивать фундаментально устойчивое состояние подошвы рельсов, и сократить показатели удельного давления на подрельсовые основания.
Железобетонные шпалы и рельсы типа P-65 скрепляются с использованием подкладки КБ-65, которая защищает стыки от влажности, и обеспечивает достаточную электроизоляцию. Скрепление рельса типа Р-50 при помощи костылей и деревянных пропитанных шпал или деревянных пропитанных брусьев выполняется с использованием подкладки Д-50, изготовленной из стали Ст4, Ст5. Применение подкладки Д-50 обеспечивает нужный угол наклона рельса вовнутрь колеи. Для соединения рельсов типа Р-65, Р-75 с деревянными шпалами на неровных участках полотна требуется использование специализированных рельсовых подкладок — ДНб-65. Данный тип подкладок обеспечивает устойчивость рельсовой нити. Также их используют, если есть необходимость создать наклон рельса вовнутрь колеи. Рельсовая подкладка СК-50 имеет отличие от подкладки КД-65 отсутствием наклона подрельсовой площадки. Используется в стрелочном переводе, закрепляется на деревянные шпалы.