Содержание:
- Что представляет собой рельсовый стык?
- Рельсовые накладки
- Виды стыковых накладок
- Переходный тип стыковых накладок
- Изолирующие стыки
Стык рельсовый представляет собой точку, в которой совмещены два прилегающих конца рельса, при наличии специализированных креплений и их удерживания, соответственно нормам относительно плана и профильного назначения пути. Данный стык складывается, прежде всего, из накладок стыковых в количестве двух штук, которые располагают на противоположных плоскостях рельса. Удерживаются накладки в заданной точке посредством болтов, обычно, с использованием пружинных шайб или рельсовых стыковочных пружин, с целью исключения расслабления натяжения болтов.
Что представляет собой рельсовый стык?
Стык рельсов – деталь, которая требует постоянной работы по ее содержанию. Во время прохождения железнодорожного состава по таким стыкам по причине имеющегося зазора между рельсами ударная и динамическая нагрузки на путь увеличиваются, в связи с этим стык считается одним из самых интенсивно напряженных участков железнодорожного полотна. Представляет собой одну из некрепких составляющих пути, ее беспрерывно изучали, и в итоге формировали значительное количество конструктивных исполнений, предусматривающих устранение свойственных стыкам несовершенств.
Рельсовые накладки
Накладки рельсовые представляют собой главный компонент болтового стыкового присоединения всевозможных типов рельсов для укладки широкой и узкой колеи. Немаловажно учитывать, такие накладки снабжаются определенной маркировкой, свидетельствующей о классе рельсов, которым соответствует их назначение. Накладки стыковые применяются в процессе укладки рельсового полотна, во время строительства и ремонта железнодорожных и трамвайных пути, метро, а так же аттракционов, где используются части железной дороги.
Виды стыковых накладок
Накладки стыковые классифицируются на три вида: накладки двухголовые – используют с целью совмещения рельс одного класса; накладки изолирующие, применение полимерного покрытия данных узлов пути способно обеспечить необходимую электрическую изоляцию смежных железнодорожных перегонов; накладки переходные, применяются для рельса, различающихся по типу. Любой из перечисленных видов подразделяется на следующие классы: заклинивающийся и шарнирный. Ранее стандартным считалось использование для обыкновенных стыков рельс накладок заклинивающегося класса. Совмещение торцов рельсов в данном варианте сопровождает заклинивание накладок. Накладки двухголового типа отличаются рядом преимущественных особенностей, а именно: постоянным сечением по всей длине; целесообразным применением материала; возможностью изменения стыкового пролета и применения стыков на сдвоенной шпале. К минусам можно отнести трудность крепления рельса к шпале или подкладке в том месте, где располагаются накладки. Стандартная длина двухголовой накладки для рельса типа Р65 считается 800 мм, Р50 – 820 мм, Р43 – 790 мм.
В вертикальной плоскости накладки предусмотрены точки для расположения болтов, а верхняя и нижняя поверхности имеют такой наклон, который обеспечивает плотное примыкание к нижней поверхности головки рельса и к верхней поверхности подошвы.
Переходный тип стыковых накладок
Рельсы разнообразных типов, при определенной потребности, соединяются специальными накладками, одна часть их предназначена для рельса одного типа, а другая – для рельса иного типа. Данный стык носит называние переходного. Стыковые накладки переходного типа являются не самыми удобными в эксплуатации, они чаще выходят из строя. Наиболее рациональным для переходных стыков является применение электроконтактной сварки.
Для двухголового вида накладок применяются болты с круглыми головками и овальными подголовками, они в момент закручивания гаек исключают прокручивание болтов. С этой целью во всех накладках данного вида отверстия делаются попеременно, одно круглое, другое — овальное, и болты вставляют то с одной, то с другой стороны стыка. Для рельс типа Р65 стыковые болты производят диаметром 27 мм, Р50 – 24 мм, Р43 – 22 мм.
Изолирующие стыки
На границах рельсовых цепей (вблизи проходного, выходного или маневрового светофоров) устраиваются изолирующие стыки, которые обязаны в полном объеме исключить вероятность проникновения тока от одного из соединенных рельсов к другому, для этого в них предусматриваются электроизолирующие прокладки и втулки. С целью обеспечения безотказной работы изолирующих стыков, рельсовое стыковое соединение снабжается полимерной изолирующей накладкой с металлическими пластинами в них. Накладку устанавливают на шейку рельса и скрепляют с ним элементами крепления.