Клеммный болт

Общая информация

 


Класс специальных резьбовых крепежных элементов имеет широкую область использования. Одна из них — укладка железнодорожного пути. Детали специального назначения, которые необходимы в составе железной дороги, потребуют использование специализированного крепежа. Главное назначение, выполняемое ими, состоит в том, чтобы сохранить ширину колеи, обеспечить перемещения рельса в продольном направлении, гасить вибрации, выполнение регулировочных функций.


Прежде всего, каждый элемент, который необходим для монтажа верхней части железнодорожного полотна имеют стандарты, соответственно и крепежные детали для них выпускают по ГОСТ. Ключевой узел, в котором потребуется использование такого крепежа — рельсовый стык, при данном условии применяют стыковые болты. Подкладку и шпалу скрепляют с помощью закладных болтов, а подкладку с рельсами — посредством клеммных болтов.

Назначение, комплект, материал изготовления

Каждый болт снабжается комплектом, в который входит гайка, выполненная по ГОСТ 16018—79 и пружинная двухвитковая шайба, изготовленная по ГОСТ 21797—76. Конструктивное выполнение и размер данного изделия имеют стандарты, которыми предусматривается производство единственного типоразмера. Однако отдельные условия ГОСТ разрешают изменить определенные размеры, если имеется особенная причина. Такие поправки необходимо согласовывать заказчику и производителю. Болт клеммный ГОСТ 16016—79 изготавливают из стали, не используя слой защитного противокоррозионного покрытия. По потребности покупателя завод-производитель может нанести на поверхность детали защитное покрытие из цинка с применением хроматирования, толщина которого колеблется от 9 до 15 мкм. Необходимо, чтобы механические показатели отвечали классам прочности 3.6, 4.8 или 5.8 по ГОСТу 1759.4–87. Производство клеммных болтов выполняется в соответствии нормальному классу точности (В) и грубому классу (С). Крепежная деталь, изготавливаемая по ГОСТу 16016—79, имеет головку специфичной конфигурации и цилиндрический стержень с резьбой М22. Резьбу выполняют согласно ГОСТу 24705–81. Разрешатся производство таких болтов длиной от 65 до 105 миллиметров и длиной резьбы от 40 до 72 миллиметров, зависимо от заявок покупателя. Каждый болт имеет маркировку, где указан товарный символ фирмы-изготовителя и дата выпуска (две последние цифры).

Важно знать
В технологическую карту по использованию данного вида изделия крепления обязательно включают комплектацию, марку подкладок, с которыми он употребляется, последовательность монтажа, перечень требуемого инструмента для установки и технические нормы соединения. Прокладывание и ремонтная деятельность железной дороги предполагает тщательный выбор элементов крепления и, особенно, клеммных болтов. Высококачественные крепежные изделия не только долго прослужат, но также обеспечат правильный, не повышенный износ шпал и колесных пар.

Крепление клемнных болтов

При движении подвижных составов со скоростью 60 км/ч клеммный болт укрепляют на каждой второй шпале, если скорость не превышает 40 км/ч — на каждой третьей по неровной и на каждой четвертой по прямой, в случае если скорость не больше 25 км/ч — на каждой пятой шпале. Возможно при разрядке температурного напряжения на раздельных скреплениях при скорости не более 25 км/ч сплошное ослабление клеммных болтов. По окончанию работ необходимо закрепить каждый клеммный болт. На участках с раздельными рельсовыми скреплениями последовательность расслабления и укрепления рельсов такими болтами определяется технологический процесс, который утверждает Главное управление путей. Для защиты от угона пути на шпалах из железобетона надо обеспечить стандартное натяжение клеммного болта, сохранять проектное очертание балластной призмы, утрамбовывать щебень в шпальных ящиках и на откосах балластной призмы. В бортах подкладки существуют углубления, в них вставляют головку клеммного болта.