Болт стыковой


стыковой рельсовый болтВажнейшим компонентом верхней структуры железнодорожного пути является скрепление рельсов. Точки стыков представляет собой одни из особенно слабых и значимых участков железной дороги. Если пройтись вдоль полотна железной дороги и рассмотреть данные участки, то возможно обнаружить на стыках деформацию и небольшие сколы. Ничего удивительного, поскольку рельсовый стык получает предельную ударную нагрузку при прохождении железнодорожного состава.


От надежности соединений рельсового стыка непосредственно зависит безаварийная эксплуатация железнодорожного полотна. Накладка, перекрывающая рельсовый стык, стягивают при помощи болтов. Один из важных элементов, входящих в комплект крепления рельсовых стыков — стыковой болт.

Что такое стыковой болт?
Стыковым болтом называют крепежную деталь, применяемую с целью фиксирования материалов ВСП. Обычно, болт стыковой поставляется в комплекте с железнодорожной накладкой. В комплект входят две накладки (левая и правая) и шесть стыковых болтов в сборе с путевыми гайками.

Типы стыковых болтов

Стабильность натяжения болта в стыках обеспечивается посредством различных пружинных шайб. Наилучшими из них считают двухвитковые. На сегодняшний день наибольшую распространенность приобрел болтовой стык при помощи двухголовой накладки. Для фартучных накладок используют болты с головками формы утиного носа, не допускающими прокручивания болтов в момент завертывания гаек, потому что «нос» упирается в горизонтальную полочку накладки. Для рельсов типов Р-75 и Р-65 стыковые болты производят диаметром 27 мм, Р-50 – 24 мм, Р-43 – 22 мм. Для стыкования рельсов типа Р-43 и более тяжелых применяют особые болты с круглой головкой и овальным подголовком, которые предотвращают прокручивание болта в момент закручивания или откручивания гаек. Для рельсов наиболее легкого типа возможно применение болтов, которые имеют несимметричную головку. Под гайки предусматривается укладка пружинных шайб или тарельчатых пружин.

Форма стыкового болта

Для российских железных дорог сегодня стараются внедрить клееболтовой и сварочный стыки. Но в данный момент по популярности такие способы значительно «проигрывают» традиционному с применением двухголовой накладки, стыковых болтов, гаек и пружинных шайб. Болт стыковой содержит стержневую основу с гладкой и резьбовой частью, головку в форме купола и подголовок с овальным поперечным сечением с галтельным переходом от головки к подголовку. На гладкой части стержня в зоне присоединения к подголовку исполнен участок конической формы. Данный участок в зоне примыкания к подголовку в поперечном сечении имеет форму эллипса. Стыковые болты должны производиться из сталей повышенной прочности. Изготовление болтов выполняется из стали марок СТ20 или СТ20КП.

стыковой болт

Эксплуатация стыкового болта и срок службы

болт стыковойВ местности с холодным климатом использование стыковых болтов, изготовленных из кипящих марок стали, не допустимо. Крутящий момент необходимо избирательно проверять при помощи динамометрического ключа. Данные болты необходимо вставлять в идеально соединенные отверстия накладок и рельсов, сохранив при этом резьбу. У стыковых болтов во время эксплуатации периодически может срезаться или изогнуться стержень, отрываться головка, сорваться нарезка. Срезание и изгибание стержня болтов обычно случается по причине угона пути; отрывание головки — при большом сжатии накладки, как и вследствие неполного количества болтов на стыке. Болт может получить повреждения также от удара по нему молотком в момент установки в отверстия накладок и рельсов, при этом зачастую срывают винтовую нарезку. Критерии, которые позволят увеличить срок работы болта: достаточно хорошее укрепление пути от угона; регулирование в положенный срок стыковых зазоров; точная фиксация болтов, при которой каждую гайку навинчивают на болт ключом нормальной длины до отказа без попытки дальнейшего натяжения болта.

В каталоге нашего сайта представлены: стыковой болт М27×160 в сборе, используется сцепления стыков рельс двухголовыми накладками марки Р-65; болт стыковой М24×150, применяемый для скрепления рельс типа Р-43, Р-38, Р-65, Р-50, Р-75 и изолирующих стыков двухголовыми накладками; болт М18×88 или М16×72 — для скрепления узкоколейных рельсов в стыке двухголовой накладкой; болт М22×135 служит при стыковании торцов рельсов типа Р-43 и Р-38.